Лучшие фото

Комсомольск-на-Амуре. ЛиАЗ-677М к153км
  • 1081
  • 0
  • 3
Таганрог. 71-608К (КТМ-8) №373
  • 1025
  • 0
  • 5
Черноголовка. Луидор-223237 (Mercedes-Benz Sprinter) о323хн
  • 446
  • 19
  • 5

Случайные фото

Санкт-Петербург. ЛиАЗ-5293.60 в246он
  • 149
  • 0
  • 1
Смоленск. 71-608К (КТМ-8) №221
  • 443
  • 0
  • 0
Москва. Экспозиция в поезде Акварель
  • 193
  • 0
  • 0

Торжокское ПАТП. Исторические вехи предприятия

автор: Янис Витолс

26 сентября 2010 23:00

Торжок - старинный русский город, основанный новгородскими купцами на берегах реки Тверцы, притока великой Волги. Первое упоминание о нём в летописях относят к 1139 году. Торжок, или Торг, Новый Торг, Торжец, возник как торговое поселение и развивался, находясь на пересечении водных и сухопутных торговых путей, чем обеспечил себе благоприятную почву для экономического роста. В наше время город является одним из самых крупных районных центров Тверской области.

Сегодня в Торжке располагаются производства, хорошо известные далеко за пределами области. К ним, несомненно, относятся ОАО «Пожтехника», занимающееся выпуском пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, огнетушителей и коммунальной техники, ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» - производитель электропоездов серии ЭТ и дизель-электропоездов серии ДТ, ОАО «Торжокские золотошвеи» - предприятие русского народного художественного промысла. Знаменит на всю Россию 696-й инструкторский испытательный вертолётный полк.

Но мы сегодня поговорим о не менее примечательном предприятии - торжокском автотранспортном хозяйстве, история которого ведёт свое летоисчисление с сентября 1953 года, когда из автоколонны №85 Вышнего Волочка было выделено 10 грузовых автомобилей для Торжка.

В то время на месте нынешнего ПАТП, расположенного по Калининскому шоссе, существовало лишь болото, однако уже вскоре стартовали работы по возведению гаражей и цехов автохозяйства. В течение примерно шести месяцев, пока строительство только набирали обороты, и топь ещё не была осушена полностью, техника отстаивалась под открытым небом в другом районе Торжка. Для самосвалов, чья работа требовалась на различных строительных площадках города, существовало негласное правило петровских времён - не возвращаться к территории будущей автобазы порожними.

В первый год рост предприятия шёл, главным образом, за счёт коллектива. А новые партии техники начали поступать в следующем, 1954 году: грузовые автомобили ЗиС-150 (ЗиЛ-150, бортовые, 4х2) и ЗиС-585 (самосвалы с задним откидным бортом, 4х2), а также автобусы ПАЗ-651, затем, несколько позже, 4 автобуса ЗиС-155. Постепенно торжокское автохозяйство стало разрастаться за счёт других предприятий города. В дар досталось ценнейшее приобретение - несколько «студебеккеров» модели US6 для вытягивания машин на бездорожье, и, главным образом, с заболоченной стройплощадки будущего автопарка. Уже в 1955 году здесь появилась собственная ремонтная база - были построены и укомплектованы токарный и аккумуляторный цеха. К 1970 г. парк Торжокского АТП насчитывал свыше 200 единиц техники, причём 70 из них составляли автобусы.

Разумеется, парк разрастался и далее, а потому логично, что вскоре он был разделён: на прежней территории остались лишь автобусы, а грузовые автомобили были переданы в АТП №5 г. Торжка. Автобусное отделение стало активно пополняться новыми машинами - ПАЗ-652 и ПАЗ-672, семейством ЛАЗ-695 (включая все модели от ранних до ЛАЗ-695Н), ЛиАЗ-158, ЛиАЗ-677.

С 1957 года начал развиваться и таксомоторный парк. Основу его в разные годы составляли легковые автомобили ГАЗ-М20 «Победа», «Москвич-407», и, конечно же, «Волги» - ГАЗ-21 и ГАЗ-24.

В 1985 году на территории предприятия было построено единственное здание за счёт капитальных вложений - профилакторий для технического обслуживания подвижного состава. Все остальные постройки АТП возводились только на собственные средства силами работников. Так, например, в первой половине 1970-х годов в парке появилась собственная котельная, оборудованная четырьмя котлами марки «Универсал-6» для работы на угле.

Интересное пополнение парка пришло в 1990-х годах: в Германии были куплены 6 автобусов MAN SL200. Конечно, машины были уже не новыми - на своей родине они проработали около 15 лет. Последние автобусы этой марки в Торжке были списаны и утилизированы в 2009 году. А приход в 2007 году большой партии автобусов ЛиАЗ-5256 и ГолАЗ-ЛиАЗ-5256 перевернул ещё одну славную страницу истории — постепенно были выведены из эксплуатации знаменитые «старички» ЛиАЗ-677М, которые исправно трудились на благо города более 30 лет.

С 2007 года по настоящее время идёт обновление подвижного состава предприятия. Сегодня ОАО «Торжокское ПАТП» эксплуатирует автобусы моделей ЛиАЗ-5256, ПАЗ-3205, ГолАЗ-ЛиАЗ-5256 и ГолАЗ-5291 «Круиз» - всего 45 единиц. Парк машин периодически пополняется новыми единицами подвижного состава. Как правило, это ЛиАЗ-5256 и ПАЗ-3205.

В 1980-е годы МУП «Торжокское ПАТП» обслуживало весьма широкую сеть маршрутов - 18 городских, 18 пригородных по району и 2 междугородных. Сегодня эти цифры несколько ниже - 11, 17 и 2 соответственно. Произошло данное снижение из-за уменьшения населения города, которое по последним данным составляет около 48 тыс. человек против 55 тыс. в советские годы. Сыграли также свою роль частный маршрутный и личный автотранспорт - здесь Торжок не стал исключением среди российских городов. Стоимость проезда же в городских автобусах на июнь 2010 года составляет 9 рублей за одну поездку. Большую школу прошли водители Торжка, работая в АТП. Многие из них за свой труд были отмечены отраслевыми почётными знаками, правительственными и государственными наградами.

  • 4182
  • 0
  • 1

Ваш комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы этого еще не сделали.