Лучшие фото

Санкт-Петербург. ЗиУ-682В00 №3714
  • 1017
  • 0
  • 0
Харьков. Схема линий Харьковского метрополитена
  • 1031
  • 3
  • 2
Томск. 71-608КМ (КТМ-8М) №318
  • 193
  • 0
  • 4

Случайные фото

Тампере. Lahti Scala BLF-566
  • 729
  • 0
  • 0
Ростов-на-Дону. Golden Dragon XML6112 кв550
  • 356
  • 0
  • 0
Москва. 71-134А (ЛМ-99АЭ) №3039
  • 478
  • 0
  • 0

Центральный музей Октябрьской железной дороги

автор: KeySee

29 января 2012 23:45

15-го мая 2001 года Варшавский вокзал Санкт-Петербурга перестал быть объектом транспортного значения. Поезда дальнего и пригородного следования перевели на другие вокзалы города. Здание вокзала было реконструировано и в 2006 году стало торгово-развлекательным комплексом, а на подъездных путях расположилась экспозиция Музея железнодорожной техники. Музей носит имя бывшего начальника Октябрьской дороги, почетного железнодорожника, первого директора Центрального музея дороги Владимира Васильевича Чубарова, положившего начало работам по сбору экспонатов и созданию Музея.

Музей был открыт 1 августа 1991 г. и стал филиалом Центрального музея Октябрьской железной дороги, объединяющего 28 производственных музеев железнодорожных предприятий Северо-запада Российской Федерации. Первоначально располагался недалеко от платформы "Паровозный музей", что между Питером и городом Пушкиным. Впоследствии переехал на нынешнее место, а "Паровозный музей" остался в качестве базы запаса. Там – хранилище списанного подвижного состава, туда не пускают посетителей, но снаружи глазу доступны уникальные раритетные объекты. Правда, они не являются музейными объектами и находятся в крайне плачевном состоянии. Их дальнейшая судьба под большим вопросом.

Основу экспозиции составляют натурные образцы железнодорожной техники, рассказывающие об истории паровозо- и вагоностроения в России. В коллекции - паровозы отечественной и зарубежной постройки, эксплуатировавшиеся на дорогах России и СССР.

Старейший экспонат коллекции – бак тендера паровоза 3.374, построенный в 1878 г. французским заводом «Фив-лиль». Наиболее старым паровозом отечественной постройки является паровоз Ов6640 типа 0-4-0 Путиловского завода, выпуска 1902 г. Советское паровозостроение представлено товарными паровозами серий Э, О, СО, ФД, Л, ЛВ, а также пассажирскими серий С, Су и П36, маневровыми серий 9П, Ь, БП. Представлены и зарубежные паровозы Еа 2201 (США) и ТЭ-6769 (Австрия в составе Германии), постройки 1944 г. Есть также финский паровоз Тк3-1105, имевший обозначение на советских дорогах К5 и построенный на заводе ЛОКОМО в городе Тампере в 1943 году. Пассажирский паровоз Су 253-15 – один из последниx паровозов, обслуживавших движение на участке Новгород - Ленинград вплоть до введения тепловозов. Су были наиболее распространенными пассажирскими паровозами.

Особое место в коллекции занимает паровоз П36-0251. Это последний в СССР пассажирский паровоз, построенный Коломенским заводом в 1956 г. Он был приобретен в Уссурийске, где использовался как котельная.

В состав коллекции входят грузовые локомотивы серий ТЭ1, ТЭ2, ТЭЗ, М62, пассажирские ТЭ7, ТЭП10, ТЭП60, ТЭП70, маневровые ВМЭ1, ТГэ, ТГМЗ, ТЭМ1, ТЭМ5, ЧМЭ3.

К числу раритетов можно отнести магистральный тепловоз ТГ102-153 с гидропередачей, созданный на Ленинградском тепловозостроительном заводе в 1963 г., а так же опытный образец – тепловоз ТЭ5-20-032, созданный Харьковским тепловозостроительным заводом в 1949 году для работы в районах крайнего севера. Представлены в коллекции электровозы серий ВЛ22М, ВЛ23, ВЛ8, ВЛ60 постоянного тока напряжением 3 000 В.

Музей обладает крупнейшим в России собранием пассажирских вагонов. Среди них вагон №116 выпуска 1878 года Русско-Балтийского завода в Риге. Он является наиболее старым сохранившимся вагоном, построенным в пределах Российской империи.

Экспозиция содержит основные типы пассажирских вагонов начала XX века: двух- и четырехосные, с различными конструкциями кузовов, в том числе и типа «полонсо» с несущими нижними полустенками кузова. Вагоны этого типа использовались на Китайско-Восточной и Владикавказской дорогах и отличались совершенством конструкции.

Товарные вагоны, в том числе двухосные: крытый, нормальный товарный вагон, цистерна, полувагон, платформа - дают достаточно полное представление о развитии отечественного вагоностроения в XX веке.

Восстановительные краны ЕДК25 и ДЖ45 позволяют посетителям ознакомиться с другими видами железнодорожной техники. Подобные краны широко использовались при ликвидации последствий аварий и крушений, для погрузки тяжеловесных грузов и замены ферм мостов.

Один из аспектов работы музея – сотрудничество с киностудиями. С участием музейного подвижного состава снимались эпизоды многих кинокартин. Так, в 1996 г 24 музейных вагона использовались в процессе съемок фильма "Анна Каренина". Чтобы во время киносъемок не нарушать экспозиции музея и в большей степени удовлетворять пожеланиям киностудий, создан специальный парк вагонов.

Для туристических поездок, организуемых зарубежными фирмами, создан парк «живых» локомотивов. Это паровозы ТЭ-2505, П36-0027, ЛВ-0420, которые в 1992-1996 гг. водили такие известные туристические поезда, как "Русь", "Полярный экспресс", "Транссибирский экспресс".

В августе 2006 года в музее появился уникальный экспонат - железнодорожный ракетный комплекс БЖРК 15П961, основой ударной мощи которого является ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) "Молодец", прозванная на Западе "Скальпель".

Боевой железнодорожный ракетный комплекс с межконтинентальными баллистическими ракетами выглядит, как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Работы по его созданию начались в середине 1970-х годов. В создании грозного оружия приняли участие военные, специалисты-ракетостроители и железнодорожники. Комплекс был принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

В состав БЖРК входят: три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ, командный модуль из семи вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и четыре тепловоза ДМ-62. Каждая из трех пусковых установок была способна осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно. При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки.

И это не единственный "военный" экспонат. Есть также гаубица на железнодорожном ходу и бронеплатформа времен второй мировой войны. Таким образом, сотрудники музея стремятся сохранить для будущих поколений уникальные образцы железнодорожной техники самого различного назначения. Коллекция музея постоянно пополняется, в настоящее время насчитывается около 150 единиц подвижного состава.

Однако, согласно генеральному плану развития Санкт-Петербурга, станцию Санкт-Петербург-Варшавский ожидает ликвидация железнодорожной инфраструктуры. Высвободившийся участок площадью 400 га планируется передать инвесторам для промышленной и коммерческой застройки. Перемены коснутся и экспозиции крупнейшего в России музея железнодорожной техники. Планируется, что музей будет перенесён на территорию бывшего грузового двора станции Санкт-Петербург-Балтийский, где для него построят комплекс специальных зданий. Начало исполнения этих задач ожидалось в конце 2008 года, однако, до сих пор музей и инфраструктура Варшавского вокзала от торгово-коммерческого нашествия не пострадали.

Под занавес заметим, что музей является членом Международного Совета Музеев (ICOM), а также членом Европейской ассоциации музейных и туристических железных дорог и железнодорожных музеев (FEDECRAIL), так что очень уж негативные потрясения, так свойственные подобным заведениям в нашей стране, ему грозить не должны.

Полный список экспонатов музея:

  • Паровозы: С-68, Эш-4444, 9305 (бестопочный), Эм730-31, Эр750-04, Еа-2201, Су253-15 П36-0027, П36-0251, ЛВ18-002, СО17-2413, СОм17-1137, ФД20-1103, Ов-6640, Л-2298, Ь-2023, 9П-15387, ТЭ-6769, Тк3-1105, Ес-311 (Шушары), ТТ-1770 (Шушары);
  • Тепловозы: Щэл 1, М 3/2-934 (Шушары), Да20-09, ТЭ1-20-135, ТЭМ1-0026, ТЭ5-20-032, ТЭ2-414, ТЭ3-1001, ТЭ7-013, ТГ102-153, ТГМ3-021, ТГэ-016, ТЭП10-163, ТЭП60-190, М62-1, ТЭП70-0007, ТЭП80-0002, ТГМ1-575, ВМЭ1-043, ЧМЭ3-0001, М62-1731 в составе БЖРК;
  • Электровозы: ЧС1-041, ЧС2-023, ЧС4-012, ЧС200-002, Ссм-14, ВЛ22м-1729, ВЛ8-1522, ВЛ41-060, ВЛ60к-065, ВЛ23-001, Фк-07;
  • Электропоезда: Св1024, ЭР10-206, ЭР200-01 (вагоны 101, 103, 112, 114);
  • Фрагменты паровозов: тендер Эл2, котел Щ, бак тендера паровоза З.374;
  • Краны: ДЖ45 (ДК 71), ДЖ45-170, ЕДК25-372;
  • Путевые машины: ручная дрезина-качалка, снегоочиститель 2-х осный, рельсоукладочный кран РУ2-12;
  • Военная техника: бронеплатформа 2-х осная, бронеплатформа 4-х осная, пусковая установка боевого железнодорожного ракетного комплекса.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов http://viptrans.info, http://ru.wikipedia.org/, http://metroblog.ru/, http://zateevo.ru/.

  • 1613
  • 0
  • 3

Ваш комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы этого еще не сделали.