Лучшие фото

Тверь. Tatra T3SU №311, Tatra T3SU №312
  • 1391
  • 0
  • 5
Ростов-на-Дону. ЭД9Э-0001
  • 1549
  • 0
  • 2
Санкт-Петербург. ЛВС-86К №3009, ЛВС-86К №3010
  • 309
  • 0
  • 3

Случайные фото

Будапешт. Ganz CSMG2 №1418
  • 92
  • 0
  • 1
Харьков. Tatra T3SU №685, Tatra T3SU №686
  • 40
  • 0
  • 2
Донецк. МАЗ-203.067 AH0203AA
  • 1261
  • 0
  • 0

Трамвайный антигерой Грузии

14 октября 2013 00:10

Из всех признанных ООН стран Закавказья до недавних пор оставалась в живых лишь одна система наземного городского электротранспорта - Ереванский троллейбус. В других странах ни трамвая, ни троллейбуса в городах больше нет...

Если Грозненский электротранспорт погиб в огне гражданской войны, то электротранспорт в грузинских городах (за исключением Цхинвала) вооруженные конфликты начала 1990-х пережил. Он погиб даже не в кризисные 1990-е, а во второй половине 2000-х, когда к власти в стране пришла "команда молодого реформатора" Михаила Саакашвили, и наметился подъем экономики.

Первая и единственная трамвайная система в Грузии появилась еще в 1883 году в виде узкоколейной (915 мм.) конки. В 1904 году в Тифлисе открывается движение электрического трамвая с шириной колеи 1000 мм. К 1917 году Тбилиси имел развитую трамвайную систему. В годы Первой Грузинской республики (1917 - 1920) трамвайное хозяйство продолжало развиваться - были получены современные трамвайные вагоны из Бельгии.

В 1930-х годах началась перешивка трамвайных путей под советский стандарт 1524 мм, которая завершилась к 1942 году.

В эпоху своего расцвета трамвайная система Тбилиси имела около 105 км. рельсового пути и более 300 трамвайных вагонов. Хотя Тбилиси был республиканским центром, тут "трудились" не чешские Татры, а отечественные КТМы и РВЗ-6, хотя троллейбусный парк был "Шкодовским".

На момент обретения Грузией независимости трамвай города Тбилиси имел около 90 км. путей и 10 трамвайных маршрутов. В первые годы независимости в Грузии разразилось сразу несколько внутренних конфликтов, которые сменились тяжелейшим экономическим кризисом. Несмотря на это, общественный электротранспорт в городах Грузии в годы президенства Эдуарда Амбросиевича Шеварнадзе продолжал жить, даже обновлялся по мере скромных экономических возможностей. В 1999 году в Тбилиси прибыли троллейбусы ЗиУ, правда не новые, а б/у из Афин. Опытный международник, бывший министр иностранных дел Э.А. Шеварнадзе понимал необходимость общественного электротранспорта и по мере возможностей старался его сохранить - до 2001 года удалось сохранить более 2/3 путей тбилисского трамвая, благодаря энтузиазму ТТТУ удавалось сохранять в рабочем состоянии некоторое количество вагонов, чтобы обеспечить работу 8 трамвайных маршрутов.

В 2001 году руководителем города становится молодой и амбициозный Михаил Саакашвили, который, как и его украинский коллега В.А. Ющенко, обзавелся женой-иностранкой. На тот момент в Тбилиси еще работало два трамвайных депо: Исанское (закрыто в 2004 году) и Авчальское. На маршруты выходило около 60 трамвайных вагонов, из них 10 - РВЗ-6.

В отличие от трамвайного антигероя Киева А. Омельченко, М. Саакашвили имеет имидж "интеллектуала", который обзавелся сразу несколькими дипломами престижных вузов. При Саакашвили улицы Тбилиси наполняют "европейские" маршрутки, переделанные из грузовых микроавтобусов. Электротранспорт хиреет все больше и больше.

Через год после "революции роз" в Тбилиси остается всего лишь 4 трамвайных маршрута. В 2005-6 годах остается работать последний, 12-й трамвайный маршрут.

В ноябре 2006 года по городу ползут слухи о полной ликвидации трамвая и троллейбуса в городе. 30 ноября 2006 года заместитель мэра Тбилиси Георгий Меладзе выступил с опровержением слухов о ликвидации в Тбилиси электротранспорта - он был сторонником сохранения трамвая и троллейбуса, как недорогого и экологически чистого вида транспорта. Но жребий был уже брошен - на территории депо уже положили глаз "инвесторы". Последний тбилисский трамвай совершил свой рейс 4 декабря 2006 года. Трамваев в Грузии больше не осталось.

До 2010 года были уничтожены и все троллейбусные системы в Грузии.

В Тбилиси трамваи и троллейбусы были самым дешевым видом транспорта - стоимость проезда составляла всего 10 тетри, т.е. всего 6 американских центов. Для сравнения - цена проезда в маршрутке составляла 20 тетри до ликвидации электротранспорта, а в 2007 подскочила до 50 тетри - т.е. 33 цента (при гораздо более высоком уровне жизни в Украине такой цены на проезд в общественном транспорте в Украине нет и поныне (2013 год)). В чьи ворота играли власти Грузии, думаю поймет каждый.

После ликвидации общественного электротранспорта в Тбилиси без средств к существованию осталось около 600 семей. Циничным прозвучало обещание руководителя транспорта Тбилиси Бесо Жгенти о том, что водителям трамвая и троллейбуса будет предоставлена работа ... водителей маршруток. Каждый любитель трамвая знает, что водители трамваев и троллейбусов - в основном женщины, которых никто на автопредприятия не возьмет.

Вот так печально на 102 году ушел из жизни Тбилисский трамвай...

На последних парламентских выборах М. Саакашвили получил от народа "вотум недоверия", хотя и сохранил за собой должность президента. Новое правительство во главе с Бидзиной Иванишвили начало обращать внимание на возрождение общественного транспорта. В частности, в Тбилиси через много лет простоя возобновил работу фуникулер. Однако трамвай вряд ли вернется на улицы грузинской столицы.

Использованные материалы:

  • 926
  • 2
  • 3

Ваш комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы этого еще не сделали.

Комментарии

1

KeySee

Мда, Кавказ - зона высокого интеллектуального потенциала. В принципе уже по одной роже Сракашвили многое можно сказать. Хотя, некоторые говорят, что во многих сферах жизни Грузия "впереди планеты всей", например, они искоренили взяточничество. Верится слабо. В любом случае, автору спаибо за статью, познавательно.

1

Сергей Шишков

Ответ пользователю KeySee (14 октября 2013 09:16):

много есть публикаций разных людей, что в полиции Грузии реально навели полный порядок