Лучшие фото

Тверь. Tatra T6B5 (Tatra T3M) №36, Tatra T6B5 (Tatra T3M) №38
  • 1451
  • 0
  • 1
Краснодар. ТролЗа-5265.00 №153
  • 1718
  • 0
  • 1
Тверь. 71-608К (КТМ-8) №259
  • 248
  • 1
  • 4

Случайные фото

Санкт-Петербург. ЛВС-86К №5044
  • 47
  • 0
  • 2
Нью-Йорк. New Flyer XD40LF AV5349
  • 59
  • 0
  • 2
Калуга. АКСМ-321 №184
  • 8
  • 0
  • 0

Путь длиной в 60 лет

22 ноября 2013 11:15

Шесть десятилетий звенят на таганрогских улицах трамвайные звонки. А все ли знают хотя бы в основных чертах историю городского транспорта в нашем городе? В преддверии юбилея трамвая самое время об этом вспомнить...

Хотя в начале XX века Таганрог уже был сравнительно большим по тем временам городом (население его превысило 50 тысяч человек), никакого общественного транспорта в нем не было. В Ростове конку уже сменил электрический трамвай, а в Таганроге местные градоначальники все еще вели споры о том, нужен ли городу общественный транспорт или можно обойтись "без оного".

Только к 1914 году город "созрел" до понимания необходимости строительства трамвая. Создается первый его проект, предусматривавший, прежде всего, соединить железнодорожный вокзал (нынешний "старый") с районом порта (по главной — Петровской улице), а затем протянуть линии к металлургическому и Русско-Балтийскому заводам. Реализации проекта помешала первая мировая война. Да и потом долгое время было не до трамвая...

В начале 30-х годов город вернулся к идее электрического общественного транспорта. Прежний проект в основном был сохранен, за исключением, впрочем, одной существенной детали: в центре города линию трамвая решено было продолжить не по Петровской улице (тогда уже улица Ленина), а по параллельной, Фрунзе. В то время трамвай уже начали вытеснять с главных улиц, оставляя их для безрельсового транспорта. (Кстати, вскоре, в 1935-м, появился в Таганроге и первый автобус...).

К 15-летию Октября состоялся пробный рейс трамвая, а с 14 ноября первый маршрут заработал в нормальном режиме. Довоенное строительство трамвая завершилось в 1935 году, когда, к первомайским праздникам, линия подошла по улицам Чехова, Кузнечной, Большому проспекту к заводу "Красный гидропресс".

В годы немецко-фашистской оккупации трамвай в Таганроге не работал. Фашисты нанесли серьезный ущерб трамвайному хозяйству, но все же 12 февраля 1944 года в городе вновь радостно зазвонили трамвайные звонки. Вскоре были восстановлены все довоенные линии, а в 1949 году пущен новый участок — от "Красного гидропресса" до завода "Прибой".

Только через десять лет возобновилось в городе новое трамвайное строительство. Так формировалась в Таганроге трамвайная сеть. Но нынешний год — это не только год 60-летия трамвая, но и более скромной, но все же юбилейной даты троллейбуса - скоро ему исполняется 15 лет. Первый маршрут безрельсового электрического транспорта открылся в нашем городе 25 декабря 1977 года. В ноябре 1980 года современный вид городского транспорта появился на улицах Свободы и Транспортной, обеспечив перевозки пассажиров в район, который всегда считался в городе "неудобным" именно в смысле проезда. И лишь через восемь лет появилось ответвление от Транспортной по улице Чехова в новый микрорайон "Русское поле".

В перспективе (надеемся, не очень отдаленной) - новые троллейбусные линии в микрорайоне, прилегающем к въезду в город со стороны Ростова, а также соединение еще одним маршрутом троллейбуса авиационного завода с центром города по 10-му переулку. И, конечно, будет развиваться троллейбус в микрорайоне "Русское поле" и в районе Мариупольского шоссе. Здесь же планируется построить новое троллейбусное депо, ибо существующее на улице Свердлова уже не удовлетворяет потребностей города.

Ныне в Таганроге 46 километров трамвайных линий и около 50 — троллейбусных. 9 маршрутов трамвая и 5 - троллейбуса oбеcпечивают перевозки горожан. И хотя сегодняшнее экономическое положение страны не могло не сказаться на ситуации в трамвайно-троллейбусных хозяйствах (тут общие проблемы, и прежде всего с обеспечением новыми машинами и запасными частями) — все же 60-летие первого трамвая в Таганроге — хороший повод для того, чтобы вспомнить солидную уже историю электротранспорта в нашем городе и, быть может, чуть-чуть иными глазами посмотреть на привычное...

Таганрогский курьер, 1992, 13 ноября. Г.Беленький.

  • 570
  • 0
  • 2

Ваш комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы этого еще не сделали.