9 февраля 2014 08:00
На фронт Петр Николаевич ушел сразу же после окончания школы. Участвовал в боях на Юго-Западном, потом - на Украинском фронте, освобождал Запорожье и другие города и села. На его счету - ордена Отечественной войны I степени и «Красного знамени», медаль «За Отвагу», контузия и тяжелейшее ранение, после которого ему дали вторую группу инвалидности и списали «на гражданку».
Гражданской оказалась и специальность, которую он выбрал себе в новой, мирной жизни. С отличием окончив факультет горэлектротранспорта харьковского института инженеров коммунального хозяйства, он получил распределение в Таганрог. Где вначале 10 лет работал главным инженером ТТУ, затем - в течение 20 лет - его начальником, а потом еще 16 - начальником производственно-технического отдела.
- Когда я только приехал в город, трамвайное хозяйство находилось не в лучшем состоянии, - отмечает Петр Николаевич. - Во-первых, вагонов в городе было всего 18 (а на линию ежедневно выходило не больше десятка). Во-вторых, линии были однопутными (с разъездом на остановках). В третьих, работала всего одна тяговая подстанция. В-четвертых, было полуразрушено депо.
Все это пришлось приводить в порядок. Прокладывать нормальные пути, строить новые подстанции, собирать по всему Советскому Союзу (от Новороссийска и Сталинграда до Воронежа и Москвы) неисправные трамваи и восстанавливать их в отремонтированном к тому времени депо. В итоге через какое-то время трамваев в управлении было уже 150 (а на улицы каждый день выпускали 120), и за год управление перевозило 56 миллионов пассажиров.
Когда же Петр Скляров возглавил трамвайное управление, у него появилась смелая мысль: пустить в Таганроге и троллейбус. Институтом Гипрокоммундортранс была разработана комплексная транспортная схема, о которой на заседании Совета Министров страны докладывал сам Петр Скляров.
И город преобразился. В работах участвовало не только ТТУ, но и все промышленные предприятия Таганрога. Были реконструированы дороги, установлены опоры, которые должны были нести куда большую нагрузку, нежели столбы, предназначенные для освещения, выстроены тяговые подстанции, проложено 18 километров линий. Интересная и большая работа завершилась 7 ноября 1977 года, когда первый таганрогский троллейбус вышел на линию.
Но тут о себе (причем не лучшим образом) снова напомнили трамваи. Когда прежние отслужили свое и их начали списывать, в город стали поступать новые. Кожухи которых (те самые, что закрывают контактную систему) оказались... пластмассовыми.
Об опасности, которой это грозит, Петр Николаевич говорил на самых разных уровнях - вплоть до главка горэлектротранспорта. И был прав. Во многих городах СССР стали вспыхивать сильнейшие пожары. Трамваи горели, как свечи. Во многих, но не у нас. Потому что в таганрогском депо контактные системы, не дожидаясь беды, защитили панелями из негорючего материала - асбеста.
Но «сюрпризы» нового подвижного состава на этом не закончились. Вагоны (хорошо, если не на полном ходу), начали терять колесные пары. Тогда в газете «Правда» - главном рупоре страны, и появилась критическая статья, озаглавленная: «Кто поможет трамваю?».
Она достигла нужного эффекта. Трамваи вернули производителям, колесные пары - починили, а Петру Склярову предложили должность начальника главка. Но в столицу он не поехал. Конечно же, не потому, что боялся лишней ответственности. Просто успел полюбить южный город, в котором работал. Где занимал пост не только начальника ТТУ, но и был депутатом городского Совета, председателем Комитета по благоустройству, транспорту и связи, членом Горисполкома и заместителем его председателя (пусть и на общественных началах). И где по улицам по сей день ходит троллейбус. Без которого мы уже не представляем себе родной Таганрог.
Трамвайные истории, декабрь 2013 - январь 2014. Проект "Таганрогской правды" и МУП "ТТУ". Ирина Сдатчикова.
Ваш комментарий