Лучшие фото

Москва. Tatra T7B5 №7001, Tatra T7B5 №7002
  • 2657
  • 0
  • 7
Тула. ЭР2-1338
  • 1748
  • 0
  • 5
Кутаиси. ЗиУ-682УГ №068, ЗиУ-682УГ №040, ЗиУ-682УГ №066
  • 792
  • 3
  • 6

Случайные фото

Стрежевой. НефАЗ-5299-17-32 (5299CM) ак685
  • 77
  • 0
  • 3
Иваново. ЗиУ-682 КР Иваново №443
  • 87
  • 0
  • 0
Санкт-Петербург. ЛиАЗ-5293.53 в254ат
  • 304
  • 0
  • 0

Сейчас на сайте

  1. Олег Н
  2. Матвей Марков

Лев Найговзин - ровесник таганрогского трамвая

15 мая 2014 11:00

Лев Исаакович родился в далёком 1932-м. В тот самый год в нашем городе на свой маршрут вышел первый трамвай. С началом Великой Отечественной войны семье Найговзиных пришлось покинуть родной Таганрог. Госпиталь, где его мать служила санитаркой, был эвакуирован и отправлен в Тбилиси. Но остановка в Грузии оказалась недолгой.

- До 1943 года мы вместе с госпиталем кочевали по всему СССР, дойдя до польской границы, - вспоминает Лев Исаакович. - В августе 43-го Таганрог был освобождён, и вместе с сестрой и матерью мы смогли вернуться, а отец продолжил военную службу.

После окончания металлургического техникума молодой и полный сил энергетик отправился трудиться в славный Сталинград, где прошёл путь от бригадира до энергетика блока цехов. В родной город вернулся в 1963-м. В том же году трудоустроился на главное транспортное предприятие Таганрога.

- В одном из трамваев увидел объявление о том, что ТТУ требуется инженер-электрик, и решил попробовать, - рассказывает Найговзин. - Приняли меня оперативно, без проволочек. И с той поры моим «королевством» стали тяговые подстанции, кабельные и контактные сети и всё то, без чего электротранспорт, как говорится, далёко не уедет.

Там же, в ТТУ, Лев Исаакович познакомился с будущей женой, которая работала на предприятии дежурной подстанции. А через год добросовестного труда он стал «королём» всего электрического «королевства» - начальником энергослужбы.

Когда Найговзин только пришел в ТТУ, в распоряжении предприятия имелись только три тяговые подстанции. Но их пришлось модернизировать, в том числе обновлять оборудование и увеличивать мощность. Кроме того, ему предстояло «с нуля» возвести ещё пять, для которых он «выбивал» оборудование.

- Взятые городом социалистические обязательства по пуску троллейбуса к 7 ноября - празднику Великого Октября - выполнить было непросто, - отмечает Лев Исаакович. - Сроки были такие сжатые, что установленный порядок строительства пришлось менять, и вместо трёх лет нам предстояло успеть всё за один год. Сидеть и ждать, пока привезут оборудование, времени не было, нужно было всё добывать самим.

В течение всего года «пробивной» начальник энергослужбы добывал необходимую для новых подстанций «начинку». Он побывал в Свердловске, Невинномысске, Запорожье, Люберцах и других городах. Иногда приходилось вывозить оборудование своими силами.

Под началом Льва Найговзина строили троллейбусные пути сообщения. Именно он разработал проекты трёх маршрутов. А после пуска троллейбуса на предприятии появилась новая должность - главного энергетика, которую, конечно, занял Лев Исаакович.

- Технически для меня это было не ново, но вот нагрузки прибавилось, - признаётся бывший главный энергетик ТТУ. - Кроме всего электрического хозяйства, под мою ответственность попали три котельные, которые обслуживали трамвайное и троллейбусное депо, диспетчерскую службу, детский дом, 5-этажное общежитие, базу отдыха и детский сад. Это значит, что всё коммунальное хозяйство этих объектов, которое функционирует не без помощи электричества, а именно - отопление, водоснабжение, газ, канализация, телефон, радио, - с той поры нуждалось в моём постоянном контроле.

Главным энергетиком Лев Исаакович проработал чуть больше года. Но прежний коллектив никак не мог смириться с уходом своего любимого начальника. И настойчивые сотрудники попросили его вернуться обратно, в энергослужбу. И он вернулся. А потом - снова энергетик всего трамвайно-троллейбусного управления. Вот так и получилось, что Лев Найговзин дважды побывал начальником энергослужбы и дважды - главным энергетиком.

В 80-х он покинул ставший родным коллектив трамвайно-троллейбусного управления. Но энергия энергетика, как и прежде, «бьёт ключом». Он является соавтором шести книг и множества статей, посвящённых истории и культуре Таганрога, в том числе и истории ТТУ. Помимо этого Лев Найговзин - неутомимый фалерист, увлекается коллекционированием значков, сувенирных и юбилейных жетонов. Дружескую связь с коллективом предприятия, где проработал почти 25 лет, по-прежнему поддерживает, на короткой ноге со своими бывшими «учениками», которых обучал, стажировал и принимал на работу в ТТУ.

Льву Исааковичу есть чем гордиться. На его счету множество почётных грамот и медалей: медаль ветерана труда, медали «100 лет российскому трамваю», «За отличие в развитии коллекционирования в СНГ», грамота министра коммунального хозяйства РСФСР, медаль «200 лет Ленину» и многие другие. Любящий и уютный семейный круг - тоже повод для гордости: жена, с которой они прожили полвека, четверо детей, двое внуков и двое правнуков, которые, может быть, пойдут по стопам прадеда.

Трамвайные истории, май 2014. Проект "Таганрогской правды" и МУП "ТТУ". Алина Аникеева

  • 2092
  • 0
  • 1

Ваш комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы этого еще не сделали.