Стамбул - крупнейший город Турции, главный торговый, промышленный и культурный центр, основной порт страны. Расположен в холмистой местности на северо-западе Турции, на берегах пролива Босфор, разделяющего его на европейскую (основную) и азиатскую части, соединённые мостами. Население - 6,5 млн. человек (2011).
Следы первых поселений были обнаружены на Азиатской стороне города и относятся к неолиту. Первые поселения в окрестностях нынешнего дворца Топкапы могут быть отнесены к бронзовому веку. Первой известной датой в истории города считается 659 год до нашей эры, когда на азиатской стороне Босфора появились первые греческие поселенцы из Мегары (мегарейцы) — их колонией стал Халкедон, ныне район города Кадыкёй. Непосредственно сам город Византий основал Визант (Визас) из Мегары в 667 году до нашей эры. Удачное географическое и стратегическое положение способствовало бурному развитию торговли и процветанию города. Город контролировал Босфор, и, соответственно, торговые пути из Европы в Азию и из Чёрного моря в Эгейское. Но, благодаря такому важному положению, город много раз подвергался нападениям.
В 74 году до н. э. город попадает под власть Рима, после чего наступил спокойный период. 11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его Новым Римом, Константинополем. На протяжении тысячелетия Константинополь был столицей Византии, крупнейшим центром восточного христианства, одним из крупнейших городов мира. В 1204 был разграблен крестоносцами, которые установили в нём до 1261 года Латинскую империю. Восстановившаяся Византия под властью династии Палеологов просуществовала до 1453 года, когда город был взят турками. Султан Мехмед II провозгласил город столицей Османской империи. После взятия и разграбления Константинополя турки стали перестраивать город. Многие византийские храмы были перестроены в мечети, включая Собор Святой Софии. При Мехмеде II строятся дворец Топкапы, мечеть Завоевателя, Гранд базар. После захвата османскими турками Египта в 1517 году многие исламские реликвии были перевезены из Каира в Стамбул. Стамбул становится центром исламского мира — халифата. Особое место занимает строительство Мечети Сулеймание, которая для Стамбула стала таким же символом, как Святая София для византийского Константинополя.
В 1845 году был построен первый постоянный Галатский мост, в 1850 году по Босфору пошли пароходы. В 1871 году в Стамбуле начинает действовать трамвайная линия, а в 1875 году карликовая линия метро — Тюнель. В 1889 году открыто пассажирское железнодорожное сообщение «Париж-Стамбул» («Восточный экспресс»). В конце XIX века в городе создаётся современная по тем временам система электро- и водоснабжения. В октябре 1923 года, после победы турецкого национального движения во главе с Кемалем Ататюрком и установления Турецкой республики, столичные функции Стамбула переходят к Анкаре.
Как и многие города аналогичного размера, Стамбул имеет развитую диверсифицированную промышленность. Экономика в основном базируется на машиностроении (в том числе судостроении), химической, цементной, пищевой, лёгкой, полиграфической, деревообрабатывающей, бумажной и стекольной промышленности, торговле и туризме. Одним из важных факторов экономики Стамбула является его расположение на берегах Босфора. Босфор является единственным морским путём между нефтеносным Чёрным морем и Средиземным морем, вследствие чего Босфор является одной из самых загруженных водных артерий мира.
Стамбул — вторые по размеру и значению воздушные ворота Турции после Анталии, через которые проходит четверть всего иностранного пассажиропотока, идущего через Турцию. Пассажирские воздушные перевозки из Стамбула осуществляются через два международных аэропорта — аэропорт Ататюрка (IST) (Atat?rk International Airport), расположенный в европейской части города на расстоянии 24 километра от его центра и аэропорт имени Сабихи Гёкчен (SAW) (Sabiha G?k?en International Airport), расположенный в азиатской части города. Стамбул — крупнейший транспортный узел Турции. В городе действуют современные городские пассажирские суда, так называемые «морские автобусы», осуществляющие регулярные морские рейсы между районами города, пригородами и близлежащими островами. В городе действует разветвлённая сеть маршрутов частных и муниципальных автобусов, трамвайное сообщение (несколько несвязанных между собой трамвайных систем), автопоезда системы Metrobus и метрополитен. Под Босфором проложен железнодорожный тоннель Мармарай.