Лучшие фото

Таганрог. БТЗ-5201 №32
  • 1505
  • 0
  • 0
Коломна. 71-608КМ (КТМ-8М) №110
  • 1091
  • 0
  • 2
Санкт-Петербург. 71-152 (ЛВС-2005) №1105
  • 197
  • 0
  • 3

Случайные фото

Прага. Tatra T3SUCS №7025, Tatra T3SUCS №7120
  • 125
  • 0
  • 1
Вена. Siemens ULF-A1 №87
  • 140
  • 0
  • 0
Москва. 71-619К (КТМ-19К) №5085
  • 62
  • 0
  • 2

О том, почему метро - это не очень хорошая идея

14 октября 2012 22:40

У нас в стране принято любить метрополитен: а чтоб его и не любить то? Быстро и удобно. По крайней мере гораздо удобней, чем без него. Строят долго, конечно. Но ведь без пробок потом. К тому же "в Москве есть", а "в городах больше миллиона жителей - положен!" В результате почти во всех городах-миллионниках складывается одинаковая картина: "Увеличиваются пробки! На работу люди едут больше часа... трамваи холодные, автобусов не дождаться... Надо строить метрополитен". Вот именно так работает логика, и именно из-за этой логики большинства горожан трамваи остаются холодными, автобусов по-прежнему в городах нет, а троллейбусы томятся в пробках.

Дело в том, что объем средств, которые можно выделить на транспорт, величина фиксированно малая. А метрополитен дело невероятно дорогое. В результате власти слышат политический заказ граждан: "Надо строить метрополитен", и отправляют на него деньги. Денег на трамвай, автобус и троллейбус не остается - и им на смену приходит маршрутка, или покупка личного автомобиля. Из-за маршруток и личного автотранспорта пробки увеличиваются, платежеспособные граждане уходят из оставшихся автобусов, троллейбусов и трамваев, оставляя их окончательно без денег, и с каждым годом становятся еще хуже. И уже пассажиры маршруток, стоящих в пробках, еще громче начинают требовать: "Надо строить метрополитен!" А требуй, не требуй - денег то нет.

Жители Самары меня не любят за что, что я активный противник строительства метрополитена. Причем это мне ставят в укор и достаточно прогрессивные думающие люди, местные политики, депутаты. Мне так и говорят: "Ты что?! Пробки уже вполне московские - на чем ездить то будем, если не строить метро?!" Профильные чиновники таких вопросов не задают, они спрашивают иначе: "Как ты представляешь, что я буду и со строительным лобби бодаться, и с гражданами, которые никаких альтернатив метрополитену не видят?!"

А вся история, собственно говоря, в том, что я совершенно не против метрополитена... да стройте, сколько угодно. Только сперва сделайте нормальный наземный транспорт - и стройте потом, улучшайте хорошую систему дополнительными инструментами. Но давайте сперва возьмем и сделаем нормальный наземный транспорт - тем более, что времени на это надо в городе размеров Самары примерно 2-3 года, а денег - как на одну станцию метрополитена.

Я рассуждаю так: людям нужно не метро - им нужно КАЧЕСТВО метро. Не секрет, что весь наземный транспорт у нас - полное говно. Например, автобусы в Самаре прекращают работать в 20 часов вечера (нет денег на оплату труда водителей). А метрополитен - как часы работает до 0.00. Или вот - интервалы даже на самом ходовом троллейбусном маршруте достигают 30 минут (!), и в пробках он может простоять еще в добавок минут 30 ко времени нормального графика движения (не хватает средств на ремонт троллейбусов, оплату водителям, и транспорт работает в общем потоке). А метрополитен ходит каждые 8 минут, и никаких пробок. Или вот трамвай самого ходового маршрута забивается "в мясо", так что кондуктор ходит по салону с трудом, и топчет ноги пассажирам (экономим на оплате труда кондуктора второго вагона и электричестве на его работу - потому выпускаем "одиночки")... А в метрополитене всегда свободно.

Если рассуждать сравнительно, то в нем еще всегда тепло (а в трамваях Самары зимой не принято топить), в нем не капает дождь (хотя тут из-за протечек уже и на станциях метро капает...), у него не бывает ДТП машин на путях (когда надо ждать ГИБДД по 2 часа). И именно поэтому все, кому я говорю, что я не хочу строить метрополитен, смотрят на меня как на придурочного. Люди полагают, что я хочу их лишить транспорта вечером, хочу загнать в пробки, заставить ждать по 30 минут на морозе, а потом на морозе ехать до первого ДТП на путях.

Я правда не знаю, почему люди априори считают меня людоедом и извращенцем. Может им лицо мое не нравится? На самом деле я всего лишь хочу, чтобы и граждане, и власти притормозили на 2-3 года с метро, и довели КАЧЕСТВО наземного транспорта, до качества метрополитена. Это на самом деле очень реальная задача. В миллион раз более реальная, чем построить по станции метро у каждого дома.

Выше я специально описал почему у нас качество автобусов, троллейбусов и трамваев страдает. На них нет денег. Никто уже много лет не вкладывал в них денег. Смотрите - да у нас иногда покупают новые автобусы, или даже новые трамваи. Но это не вложение денег в эти виды транспорта, потому что эти автобусы и эти трамваи просто идут на смену тем, что списаны раньше. В ТТУ Самары много лет никто не пытался повысить зарплату. В прошлом году мэр приказал это сделать, и зарплату официально повысили. Так вот - сотрудники мне рассказали как ее повысили: повысили оклад, и отменили разнообразные премии и надбавки. В результате мэру ответственные лица отчитались, что все сделано. На самом деле - денег люди не стали получать больше. А с учетом инфляции они стали получать меньше. Поэтому у нас нет водителей на автобусы, нет на троллейбусы - никто не хочет работать на трамваях. Так происходит не только в Самаре - по всей России. Если власти говорят, что купили автобусы, а значит вложились в транспорт - почти наверняка пускают пыль в глаза. Просто спросите у них вкрадчиво, а сколько они списали за это время транспорта?

Кстати, все эти цифры есть в открытом доступе в Росстате. Нигде в России не увеличивался парк трамваев, муниципальных автобусов и троллейбусов уже много лет. Нигде, кроме Москвы. В это же время в Самаре на покрытие убытков от работы метро муниципальный бюджет тратит каждый год порядка 200 миллионов рублей. Каждая новая станция обходится бюджету области в 7 миллиардов рублей. Метро действительно работает хорошо. Оно работает хорошо, потому что власти боятся не тратить на него деньги. Только поэтому. Если бы вы требовали, чтобы власти тратили деньги на наземный транспорт - власти бы не позволили стоять в парке 300 автобусам по вечерам только из-за того, что нет денег на зарплату водителям! Очень простая штука. Я хочу сократить время работы метро до 21 часа. Знаете почему? Потому что денег, которые на этом будут сэкономлены (а это не только деньги на тягу и зарплату персонала станций, это еще куча денег за счет изменения графиков ремонта и много чего еще), хватило бы чтобы ВЕСЬ наземный транспорт работал до 1 часа ночи. И автобусы, и троллейбусы, и трамваи.

Еще я хочу, чтобы наземный транспорт ходил быстро. Для этого нужны две вещи: выделенные полосы общественного транспорта и ремонт путей для трамвая. Это обычно кажется достаточно сложным. Но на самом деле ничего сложного в этом нет - успешный опыт Москвы показал, что маршрутную скорость наземного транспорта можно увеличить до 26 км/час просто выделив полосу. И, заметьте, в Москве режим полосы нарушают - там куча чего еще не доделана. Финальная цифра, на которую, как показывает опыт можно выйти - порядка 30 км/час маршрутной скорости наземного транспорта. Много это или мало? У самарского метрополитена маршрутная скорость 38 км/час. Поэтому я хочу, чтобы ВЕСЬ наземный транспорт ездил практически со скоростью метрополитена. Наверное это ужасно дорого? Так вот нет - починить все пути трамвая так, чтобы он смог на них двигаться обособленно и со скоростью до 60 км/час, по европейским стандартам, будет строить столько же, сколько стоит одна станция метро. Точнее даже меньше... но для простоты пусть так. Выделить полосы общественного транспорта для автобусов и троллейбусов еще дешевле.

Еще раз - это проверенный факт - наземный транспорт может ездить со скоростью, всего лишь немного меньшей, чем у метро. Сделать это можно за 2 года по всему городу, за те деньги, что стоит одна станция метро. Более того, в природе существует еще легкий рельсовый транспорт (ЛРТ) и скоростной автобусный транспорт (БРТ) - это, грубо говоря, выделенные полосы трамвая и автобуса с еще большей степенью изоляции и с проряжением остановок. Так вот они могут дать маршрутную скорость до 36 км/час. Стоят они: ЛРТ в 12 раз дешевле чем метро, БРТ в 36 раз дешевле чем метро. То есть вместо одной станции метро можно было бы построить 12 станций ЛРТ, которое ездит также быстро. И 36 станций БРТ, которое тоже ездит также быстро (хотя и не так комфортно).

Также решается вопрос с ДТП на путях. Вы знаете - в метро иногда на пути падают люди. Но метро не останавливается, просто людей быстро убирают. Ровно также при ДТП на путях трамвая машины можно было бы быстро убирать, если бы... если бы у нас вовремя приезжали на такие события сотрудники ГИБДД. Знаете, почему сотрудники ГИБДД приезжают сейчас не за 5 минут, а за 2 часа? Потому что ГИБДД любит деньги и только деньги. А у трамваев нет денег, как нет их и у троллейбусов. Если бы немного начать экономить на метро - например пускать не четыре пустых вагона, а три в составе... то на тяге и уменьшении объемов ремонтов удалось бы наэкономить на то, чтобы ГИБДД стало ездить на ДТП в зоне трамвайных путей за пять минут. Есть организационные способы их мотивировать на это. Нужны только деньги. А их нет. Никто ведь из граждан не требует убирать ДТП за пять минут, все хотят, чтобы строили метро, так ведь?

Если не потратить деньги на еще одну станцию метро - то все самарские трамваи, автобусы и троллейбусы могли бы стать современными низкопольными, с кондиционером салона. Более того, парк можно будет существенно нарастить - не будет давки, не надо будет по 30 минут ждать на остановке. А остановки - можно сделать нормальными, с платформами для посадки, навесами от дождя и ветра. Я не в небо пальцем тыкаю - я специально считал расходы к ЧМ-2018, сколько что стоит. Так вот - ровно одна станция метро. Точнее или станция метро - или современный транспорт во всем городе.

Вы, конечно спросите, а почему бы все-таки не навалиться и не построить сейчас сразу везде метро? Ну во-первых, потому что нет денег. Как я уже сказал одна станция стоит 7 миллиардов - это ОЧЕНЬ много. Это почти половина всего городского бюджета. Это ужас как много. Во-вторых, в Самаре метро не будет окупаться никогда... так уж у нас устроен город, что пассажиропотоки не достаточны для экономически-эффективной работы метро. То есть на него всегда придется выделять дополнительные средства. То есть его нельзя чисто технически "достроить" так, чтобы оно стало не дотационным. А бюджет, как я уже ранее написал - штука всегда скудная и маленькая. И в нем есть дефицит, а лишних денег, наоборот, нет. Есть некоторые надежды на федеральную власть - но она не горит желанием финансировать метрострой, а эксплуатацию метро она не финансировала никогда с советских времен.

Именно поэтому метрострой сейчас не очень хорошая идея. Боливар в лице бюджета не вынесет двоих - как показала практика, сейчас все "транспортные" деньги тратят на дороги и метрополитен... а все остальное деградирует и рассыпается. Все это отлично знают чиновники от транспорта, именно поэтому они не спорят с тем, что метро надо приостановить. Они спорят с другим - метрополитен активно лоббируют строители. Строителям совершенно пофиг на то, как вы, дорогие сограждане, живете... им плевать на пробки, им плевать на транспорт. Строители хотят осваивать бюджетные средства. И они их успешно осваивают - одни, строя метро, другие - строя дороги. А граждане развесив уши радостно их в этом поддерживают. Потому что не понимают, что есть решение проблемы КАЧЕСТВА, гораздо более быстрое и дешевое.

Кстати, не надейтесь, что за вас это поймут депутаты - они любят строителей... они сами зачастую строители.

Именно поэтому я призываю ВАС, именно и лично вас - перестать на каждом углу говорить о метро, и начать говорить о том, какого вы хотите качества транспортной системы: что вы хотите ездить быстро без пробок, что не хотите долго ждать, что не хотите прерывать остановку из-а ДТП, что не хотите мерзнуть или ехать в давке. Потребуйте направить средства, которые идут ТОЛЬКО на метро, на нормальный наземный транспорт. Не "покупайтесь" на картинные перерезания ленточек при покупке новых автобусов - их купили, чтобы списать старые. Спрашивайте лучше, почему эти новые автобусы не работают до часа ночи, и нет ли у власти идеи повысить зарплату водителям, чтобы было кому вечером работать на этих машинах. И затыкайте лоббистов стройкомплекса, особенно депутатов, и просто популистов всех мастей, которые обещают вам метро, как манну небесную и панацею от всех транспортных бед. Они в лучшем случае не образованы, а весьма может оказаться, что и ангажированы.

И да, проблема, естественно не в метро.. совсем не в метро. Проблема в приоритетах - и ваших, и власти. Сейчас власть пользуется тем, что можно врать про строительство метро, сдавать по одной станции раз в 12 лет, и уверять вас, что ничего иного сделать нельзя. Это ужасно удобно. Особенно строителям. Естественно, возможна и такая ситуация, когда бросят строить и метро, и на наземный транспорт денег не пустят... Да. Возможна, до тех пор - пока вам наплевать и вы не требуете грамотно расходовать имеющиеся средства. А для Самары просто именно сейчас можно выкроить деньги за счет метростроя. Это было бы признаком политической мудрости - и для ее жителей, и для ее властей.

Люди. Будьте умнее, не давайте себя одурачить сказками о метро к 2100 году... потребуйте нормальный транспорт здесь и сейчас.

Источник статьи - http://mymaster.livejournal.com/314897.html

  • 1057
  • 0
  • 3

Ваш комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы этого еще не сделали.